Бюджет ЖКЖ
Бюджет ЖКХ сократили вдвое
Нехватку бюджетного финансирования возместят частными инвестициями
Расходы из федерального бюджета на ЖКХ собираются сократить. Согласно бюджетному прогнозу, подготовленному Минфином, в 2017 году на жилищно-коммунальное хозяйство планируется выделить 58,6 млрд. руб., а в 2019-м — уже 25,6 млрд. руб. При этом тарифы для населения ежегодно будут увеличиваться на 4%.
Согласно бюджетному прогнозу, подготовленному Министерством финансов, федеральный бюджет на ЖКХ будет планомерно сокращаться. Если в 2017 году планируется выделить 58,6 млрд. руб., то к 2018 году эта сумма сократится до 28,8 млрд. руб., а в 2019-м составит 25,6 млрд. руб.
В процентном отношении это наиболее серьезное сокращение расходов — бюджет к 2019 году предлагается урезать более чем вдвое. В этом году финансирование ЖКХ уже сократилось в годовом исчислении на 41,4%, с 132,3 млрд. до 78,8 млрд. руб.
Минстрой России не стал комментировать прогнозные цифры.
По предыдущим периодам можно констатировать, что в отрасль активно идут частные инвесторы, эффективно заменяя бюджетные расходы в этой сфере, сообщили в ведомстве.
«В 2015 году объем инвестиционных обязательств концессионеров вырос в десять раз, и мы видим, что по итогам 2016 года также будет рост. Это инвестиционно привлекательная отрасль, куда сейчас активно идут корпорации, и, модернизируя коммунальную инфраструктуру, они могут окупать свои вложения и зарабатывать деньги. В результате удается, и снизить нагрузку на бюджет», — заявили в Минстрое.
Впрочем, представители отрасли ЖКХ не согласны с таким подходом. Как отметила Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, только за счет концессии не удастся решить системных проблем, поскольку в большинстве городов инфраструктура уже крайне изношена и требует модернизации.
«Я не сторонник того, что надо выливать из бюджета до бесконечности. Но если мы будем идти по низкой грани и не вносить новые технологии, то проблемы будут только разрастаться. Скупой платит дважды, чтобы что-то получить, что-то надо вложить. Заявлено, что мы идем по пути сдерживания тарифов и будем развивать энергоэффективность, но это требует замены оборудования. Ранее сам Минстрой заявлял, что на модернизацию инфраструктуры необходимо выделять в десять раз больше средств, чем планируется согласно последнему бюджетному плану», — говорит Довлатова.
Концессии предполагают коммерческий подход, а значит, в итоге за инвестиции придется платить потребителям, напомнила она.
«Надо понимать, что концессионер не Дед Мороз. Это инвестор, ему нужно возвращать вложенные деньги, и в конечном итоге все эти расходы лягут на население», — предостерегает Довлатова.
Концессионерам не интересны небольшие города, поскольку там инфраструктура крайне изношена и требует серьезных вложений. При этом получить банковские кредиты на модернизацию ЖКХ сейчас практически невозможно.
«У нас инвестиционные кредиты банки не дают, они отсутствуют как класс. Можно получить только краткосрочные кредиты на пополнение оборотов. Субсидированием ставки в этой ситуации ничего не решить, потому что кредиты (особенно малым городам) в принципе не выдаются», — сообщила Довлатова.
В ближайшее время не планируют вводить дополнительные субсидии, финансируемые из федерального бюджета, что позволяет сократить бюджет, отметила исполнительный директор НП «ЖКХ-Контроль» Светлана Разворотнева. Помимо этого, как отмечается в пояснительной записке к проекту бюджета, «бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» запланированы в 2017 году в объеме 5006,9 млн. руб., в 2018 и 2019 годах бюджетные ассигнования не запланированы».
Расходы на содержание федеральных объектов будут урезаны, уверена Разворотнева.
«Довольно большие деньги были влиты, например, в управляющие компании, которые управляли жилищным фондом Министерства обороны. Деньги получили управляющие компании, которые не лучшим образом справлялись со своими обязанностями. Если эти расходы сократить, думаю, никто не заметит разницы», — отметила она.
Заметим, что тарифы при этом, согласно прогнозу социально-экономического развития России на 2017–2019 годы, подготовленному Минэкономразвития, в ближайшие три года будут расти на величину целевой инфляции — 4% в год. Эти цифры аналогичны росту этого года. По данным Росстата, после планового повышения тарифов в этом году цены в среднем поднялись на 3,4–5%.
Павел Чернышов